Лепное украшательство – это старинная архитектурная традиция. Ещё в Древней Греции и Риме за лепным декором закрепился дворцовый статус. Далее – «со всеми остановками»: классицизм, ренессанс, барокко, ампир. Изысканные цветочки-листочки и прочие затейливые орнаменты неизменно пробивались сквозь годы, стены и потолок. Мало того – потребность привнести лепной декор в своё жилище у большинства нынешних домовладельцев по-прежнему неистребима. Несмотря даже на ультрамодные интерьерные стили, предусматривающие предельный лаконизм и нарочитую борьбу с излишествами. Почему? Попробуем разобраться.
ЛЕПНИНА ЛЕЧИТ?
Психологи это объясняют следующим образом. Оказывается, человеческий глаз не терпит гладкой монотонности. Находясь в помещении, он непрерывно «сканирует» окружающее пространство в поисках мелочей. На них-то глаз как раз и отдыхает. Да-да, мы так устроены. Нам чрезвычайно нужны все эти мелкие детали, орнаментальные кудри-завитки, листочки с чётко «прописанными» прожилками. При виде гладких невыразительных стен мы быстрее устаём и раздражаемся. Напротив – в обстановке, насыщенной разнообразными интерьерными подробностями, нам комфортно. А потому изысканный рельефный декор на потолке и стенах выполняет, если угодно, роль функцию домашнего психотерапевта.
Рынок современных строительных материалов готов предложить продукцию разных ценовых категорий – от элитного парижского гипса до качественной имитации лепнины из полиуретана и совсем дешёвого полистирола (попросту пенопласта, только с менее выраженной зернистостью).Психологи это объясняют следующим образом. Оказывается, человеческий глаз не терпит гладкой монотонности. Находясь в помещении, он непрерывно «сканирует» окружающее пространство в поисках мелочей. На них-то глаз как раз и отдыхает. Да-да, мы так устроены. Нам чрезвычайно нужны все эти мелкие детали, орнаментальные кудри-завитки, листочки с чётко «прописанными» прожилками. При виде гладких невыразительных стен мы быстрее устаём и раздражаемся. Напротив – в обстановке, насыщенной разнообразными интерьерными подробностями, нам комфортно. А потому изысканный рельефный декор на потолке и стенах выполняет, если угодно, роль функцию домашнего психотерапевта.
ЖИВОЙ МАТЕРИАЛ
Гипс известен человечеству очень давно, несколько тысяч лет. Дошедшие до нас образцы древнегреческой скульптуры и их копии бережно хранятся в лучших музеях мира. Это, так сказать, исторический гипс, музейный. Есть ещё гипс медицинский. Перелом руки – и вот вы уже частично огипсованы, местами (точнее – непосредственно пострадавшей рукой) напоминаете статую. По схожести материала, во всяком случае. Здоровья вам!
И, наконец, есть строительный гипс. Его используют для декорирования современного интерьера и, как нетрудно догадаться, именно он нас и интересует.
Главное достоинства гипса – это живой, природный материал. На его форму, фактуру, цвет не влияют ни время, ни температура. Лепнину из гипса легко красить, легко обрабатывать и ремонтировать. Получают его из гипсового камня, который обжигают при высоких температурах, а затем перемалывают «в муку». Чем мельче помол, тем выше качество гипса.
С оригинального орнамента снимают слепок, который представляет собой как бы «негативное» объёмное изображение оригинала. С него делают форму и уже с неё отливают нужное количество копий, точно воспроизводящих оригинал.
При застывании гипс увеличивается в объёме, что позволяет ему проникать в самые мелкие углубления в рельефе. В современных условиях изготовление гипсовых деталей лепнины поставлено на производственную основу. Как правило, для большей прочности гипс армируется. Если усилить арматуру, то, например, колонны из гипса можно даже сделать несущими. Иногда с помощью колонн можно выгодно «обыграть» трубы или стояки, проходящие в неудобном месте. Детали монтируются по месту с помощью крепежа, практически на любой поверхности: от железобетона до дерева. Стыки заделываются самим гипсом, что позволяет добиться их абсолютной незаметности.
Образцы тиражной лепнины собраны в красочные каталоги. Комбинируя элементы декора можно заметно увеличить варианты дизайна, получив, в конечном счете, оригинальный интерьер. Например, в одном салоне мне показали удивительную коллекцию светильников, изготовленных из парижского гипса Atelier Sedap. В его состав, в отличие от классического гипса, входят стекловолокно и специальные смолы, увеличивающие термостойкость. Большинство моделей, представленных в коллекции, – авторские работы известных европейских дизайнеров. Светильники поставляются традиционно белого цвета, однако их можно покрасить в любой цвет. Причём – неоднократно.
Atelier Sedap создаёт удивительные элементы декора интерьера из наиболее известного и ценного вида гипса – парижского – материала в своём роде уникального: он состоит из особо мелкого зерна и обладает неповторимой белизной. Фабрика по производству гипсового декора Atelier Sedap находится в 400 км от места добычи гипса, в городе Нанте.
Благодаря использованию парижского гипса в сочетании с высокими технологиями, применяемыми при изготовлении форм, произведения Atelier Sedap обладают тончайшими линиями и идеально гладкой поверхностью. Тридцать лет творческого поиска позволили Atelier Sedap развить возможности и расширить сферу применения гипса. Для каждого вида лепного декора применяется своя технология изготовления гипса. Например, для изготовления плинтусов и шкафов в гипс добавляются пластификаторы, он армируется стекловолокном.
Карнизы, молдинги, фризы и плинтуса, дверные и настенные панели, панно, барельефы, скульптуры, потолочные розетки, колонны, пьедесталы, ниши, балюстрады, трюмо, обрамления для зеркал и каминов – всё это составляет классические и современные коллекции лепнины. Среди стилей – ар деко, ампир, классицизм, рококо, барокко, ренессанс и др. Наряду с ними Atelier Sedap представляет лепной декор, стилизованный под этнический орнамент: греческий, римский, кельтский, русский, африканский, индийский, арабский, мексиканский, египетский.
Эксклюзивной лепниной из гипса в Москве занимаются всего несколько фирм. Это очень трудоёмкая творческая работа, под стать настоящему искусству. Например, в штате мастерской «Петергоф» для этих целей есть дипломированные скульпторы-модельщики. Именно скульптор превращает бумажный рисунок-чертёж в объёмную модель, с которой позже снимут слепок и отольют форму. Первую гипсовую копию получит заказчик, а вот остальные, как правило, пополнят коллекцию мастерской. Впрочем, клиент может настоять нам том, чтобы после выполнения его заказа формы были уничтожены, однако обойдётся такая «прихоть» втридорога. Буквально.
РОЖДЁННАЯ ИЗ ПЕНЫ. ПОЛИУРЕТАНОВОЙ
Вспененный полиуретан был изобретён в 30-е годы в России. Этот пластик широко применяется в приборостроении, твердый, прочный, экологически безопасный. Из него изготавливаются имлантанты человеческих органов, а одна из последних разработок – это медицинские бинты из полиуретана. В конце 60-х две бельгийские компании ORAC и NMC впервые применили пенополиуретан для изготовления лепного декора. Он значительно легче гипса, не желтеет со временем, не осыпается и практически не деформируется.
В России об этой – альтернативной – лепнине узнали в начале 90-х. Не могу не заметить, что именно наш журнал одним из первых познакомил с ней российского домовладельца.
Сегодня на московском рынке представлены коллекции GAUDI DECOR (Малайзия), NMC (Бельгия), ORAC DECOR (Бельгия) и «Европласт» (Россия).
Изделия отливаются в специальных формах из легированной стали с полимерным покрытием. Современное высокотехнологичное производство позволяет добиться четкого рельефа и точных размеров.
Изделия отливаются в специальных формах из легированной стали с полимерным покрытием. Современное высокотехнологичное производство позволяет добиться четкого рельефа и точных размеров.
В отличие от сложной технологии монтажа гипсового и деревянного декора, установка полиуретановой лепнины максимально упрощена, её просто приклеивают. Причём некоторые фирмы-производители выпускают целую линейку собственных клеёв: одни – для соединения карнизов, молдингов (накладных рельефных багетов) и плинтусов между собой, а другие – для их укрепления к стенам и потолку. Этот же клей одновременно служит и затиркой.
В Европе лепнину редко оставляют белой, её красят, но не ранее, чем через сутки – после полного высыхания клея. Лепнину золотят, патинирует, получая различные эффекты старения и потёртости, так сказать «налёт истории».
Теперь немного о коллекциях разных производителей. Компания NMC (её представительство в Москве действует с 2001 года) предлагает лепнину из полиуретана в сериях Arstyl и Domostyl. Тут представлен декор различных стилей: классика, ренессанс, барокко, классицизм, артдеко и др. Серия Arstyl предназначена для внутренней отделки, а Domostyl – для отделки фасадов. Изделия этой серии покрыты защитной пленкой, они прекрасно переносят непогоду и резкие перепады температуры. Примечательны колонны Arstyl. Изготовленные из прочной стеклоплазмы с добавлением мрамора, они выдерживают вертикальные нагрузки и могут использоваться даже снаружи. Коллекция Arstyl – это большой выбор настенного декора. Медальоны (гладкие, в виньетках, картушах), античные гирлянды (фестоны), перевитые лентами. Они крепятся под карнизами, в верхней части стен. Фирма NMC выпускает также два вида куполов с изысканным лепным орнаментом. Купол нередко расписывают, а под ним вешают люстру.
О ПОЛИСТИРОЛЕ
Говоря о пластиковой лепнине, в первую очередь, называют изделия из пенополиуретана. Однако факт остаётся фактом: на каждый проданный метр плинтуса из полиуретана приходится до десяти (!) метров профиля из полистирола. А все потому, что полистирол полистиролу рознь. Вспененный – действительно лишен чёткости рисунка, а выраженное зерно не пропадает даже после нескольких покрасок.
Другое дело – качественный экструдированный полистирол. Никаких раздражающих глаз гранул. Современная автоматика позволяет выпускать идеально ровные линейные изделия – молдинги, карнизы, плинтуса. Показателен опыт бельгийской компании NMC. Её коллекции Nomaclic, Wallstyl, Floorstyl напрочь разрушают стереотипное представление о полистрироле. Например, серия потолочных карнизов Nomaclic включает четыре основные формы, которые можно «всяко-разно» комбинировать, получая таким образом бесконечное число неповторимых вариантов. А при создании серий Wallstyl (плоские молдинги) и Floorstyl (наличники) использован полистирол сверхвысокой плотности, по своим качествам (прежде всего, ударопрочности) вполне сопоставимый с полиуретаном и деревом. Достойных российских аналогов этой продукции пока нет. На рынке представлена неплохая отечественная потолочная плитка марки Decomaster, но и она всё же не дотягивает до импортной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий