Многие планируют сделать основательный, качественный ремонт своего жилища, но не всем удается воплотить эти планы в жизнь. Препятствием для такого начинания чаще всего становится не боязнь сложного «производственного процесса», а страх перед бесконечной чередой вынужденных расходов, способных подорвать бюджет любой семьи.
Однако устоявшееся мнение о том, что ремонт подобен стихийному бедствию, опустошающему кошелек, ошибочно по своей сути. Как и в любом другом деле, определяющее значение здесь имеют рациональный подход и разумная экономия. Тщательно продуманный и хорошо спланированный ремонт позволяет не только избежать финансовых проблем, но и окупить понесенные затраты. А началом отсчета при таком подходе становится грамотно составленная смета.
Здесь есть два ключевых момента. Во-первых, смета должна быть исчерпывающей, а итоговая цифра – учитывать все расходы, исключая вероятность внеплановых трат. Специалисты обязаны уложиться в ту сумму, которую они зафиксировали, идет ли речь о комплексе работ или об их отдельном участке. Во-вторых, смета должна отражать реальную потребность в материалах и фактическую стоимость работ. «Сметы строителями, как правило, завышаются, - говорит Александр Суворов, директор компании «Стройнадзор». – К примеру, на ремонте простой двухкомнатной квартиры легко можно «накрутить» как минимум 30%».
Вариантов искусственного увеличения расходной части существует масса. Можно указать стоимость строительных материалов выше средней рыночной цены, вписать работы, которые на самом деле выполнены не будут, завысить расход цемента, крепежных элементов и т.д. Какую-то часть затратных статей можно проверить самостоятельно, например, изучив прейскуранты нескольких магазинов и строительных фирм. Однако далеко не всегда обычный человек, не обладающий специальными знаниями и опытом, способен обнаружить все «подводные камни».
В этом случае помощь может оказать знакомый строитель, а если такого нет, то следует обратиться в организацию, занимающуюся проверкой смет. В настоящее время множество компаний предлагают частным лицам аудит всей ремонтной документации. Оказывают подобные услуги и строительные фирмы, имеющие в своем штате сметчиков. В московской строительной компании «Свой дом» отмечают, что, как правило, после тщательного анализа представленной сметной документации итоговая стоимость работ снижается минимум на 10%. Расценки на составление и проверку смет могут быть разными: все зависит от объема работ. Некоторые фирмы берут процент от итоговой суммы (от 0,2% до 0,5%), другие – построчно (приблизительно 250 руб. за одну ценообразующую строку).
При проведении капитального ремонта, наряду с проверкой сметы, рекомендуется организовать и технический надзор. В этом случае привлеченные заказчиком специалисты с определенной периодичностью будут выезжать на объект, проверяя ход работ и их результат. «Работы не будут сданы, если их не примет технадзор, – говорит инженер компании «Стройнадзор» Олег Артемьев. – Нельзя, например, закрыть электропроводку, пока не пройдут испытания». В случае обнаружения дефектов подрядная организация обязана за свой счет устранить все недостатки. «Все претензии обоснованы нормативной базой, — отмечает специалист. — И спорить с прописными истинами никто не станет — это себе во вред».
Даже если заказчик не планирует привлекать специализированную организацию для проверок, началу ремонта должен предшествовать этап составления необходимой технической документации: сметы, эскизов, рабочих чертежей и схем разводки коммуникаций. Подготовительный этап обязательно окупит себя, так как предотвратит целый ряд незапланированных расходов.
Особенно это относится к материалам, от которых напрямую зависит безопасность проживания в квартире или повреждение которых может привести к значительному ущербу. «Электропроводка и розетки, трубы и сантехника — это как раз те составляющие, экономить на которых нельзя ни в коем случае», - считает архитектор Петр Власенко. «К тому же, исправлять впоследствии неполадки в инженерных коммуникациях очень дорого», - добавляет прораб Владимир Маслов.
Приобретая электрооборудование, следует отдавать предпочтение продукции известных производителей: Legrand, ABB, Gusi Electric и др. Стоимость проведения качественных электромонтажных работ, включая стоимость материалов, прокладку проводов, установку автоматов, розеток и монтаж сопутствующего оборудования, в настоящее время составляет от 500 рублей в пересчете на квадратный метр площади.
Установка ванны и унитаза обойдется в 3-5 тысяч рублей за каждый «предмет», раковины – примерно в тысячу рублей, прокладка водопроводных труб – от двухсот до тысячи рублей за метр, в зависимости от материала трубы, установка водосчетчика стоит примерно 3 тысячи рублей. Кроме того, обычно требуются работы по монтажу вентилей, «гребенок», водяных фильтров, полотенцесушителя и т.д. В общей сложности придется потратить 15-30 тысяч рублей.
Рассчитывая бюджет ремонта, всегда стоит учитывать, что при оформлении договора с одним подрядчиком на выполнение комплекса работ клиент имеет право на получение скидки.
Просчитать затраты на сами материалы весьма непросто: можно приобрести простой унитаз за 3 тысячи рублей или настоящий «трон» в десять раз дороже. Велик и разброс в стоимости ванн (от 5 до 50 тысяч рублей, не считая гидромассажных «агрегатов»), умывальников и т.д. А вот при покупке труб, вентилей, фитингов, редукторов и прочего коммуникационного оборудования лучше не «мелочиться» и приобрести качественные приборы: Bugatti, Sena, Hydrosta, Pex и пр.
Отдельная статья расходов — отопление. Оно делается надолго, поэтому имеет смысл выбрать секционные биметаллические радиаторы. Их стоимость составляет в среднем 500 рублей за секцию, батареи для стандартной городской квартиры обойдутся примерно в 10-20 тысяч рублей. Работа по их монтажу будет стоить около 3-х тысяч рублей за «точку». Для обеспечения возможности поддержания в квартире постоянной температуры воздуха следует позаботиться об установке автоматических радиаторных терморегуляторов.
По мнению прораба Владимира Маслова, ни в коем случае нельзя экономить на основных черновых работах: возведении надежных межкомнатных перегородок, выравнивании и подготовке основания для пола и некоторых других. «Если сейчас денег не достаточно, можно купить обои подешевле, поставить дверь попроще, положить не тиковый, а дубовый паркет. А вот на хорошее основание под все виды облицовки потратиться нужно. Тогда в следующий раз, собравшись заменить паркет на более дорогой или переклеить обои, можно будет с уверенностью сказать: пол и стены уже готовы к отделке», - говорит специалист.
Современные отделочные материалы позволяют получить хороший результат, избежав значительных расходов. Например, ламинат или линолеум с рисунком «под дерево» легко заменят паркет. Для сравнения: цена ламината в среднем от 300 до 1500 рублей за кв. м., паркета — от 1,5 до 15 тысяч.
Также нужно знать о некоторых профессиональных хитростях, способных сберечь деньги. Например, если вы изначально запланировали оклейку комнаты фактурными обоями, то можно отказаться от выравнивания стен. Такая отделка создает визуальный эффект, позволяющий скрыть недостатки поверхностей.
Наконец, и в самих материалах могут быть заложены резервы для экономии: более длительный срок службы по сравнению с аналогами, простота применения, низкий уровень расхода и иные параметры. Например, штукатурки «Wallplast» имеют очень хорошую адгезию («сцепляемость» со стеной), поэтому до и после их применения не нужно грунтовать поверхность.
Изначально достаточно дорогие натяжные потолки (около 800-1000 руб. за кв.м.) служат долго и не требуют ухода. Это же относится и к пластиковым окнам. «Использование материалов с большим сроком службы при ремонте можно рассматривать как долговременное вложение денег: со временем эти затраты полностью окупаются, а сам «продукт» не доставляет своем хозяину хлопот при эксплуатации», - говорит Лев Минуллин, руководитель отдела продвижения Группы компаний ПРОПЛЕКС, крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям. Например, по результатам испытаний в сертификационном органе Госстандарта России профиль PROPLEX получил показатель долговечности, равный 60 годам эксплуатации.
Поэтому при приобретении строительных материалов всегда следует обращать внимание на их характеристики. Ведь вполне может получиться так, что использование изначально более дешевого материала впоследствии приведет к дополнительным расходам.
Рациональный подход нужен и в организационных вопросах. «Материалы для ремонта желательно приобретать в одном магазине: во-первых, в этом случае наверняка удастся получить скидку, во-вторых, так можно сэкономить на доставке, - напоминает Елена Алферова, частный дизайнер интерьеров. – Следует предварительно изучить специальные предложения строймаркетов – различные бонусы и акции тоже могут сократить смету». Нужно тщательно продумать очередность доставки материалов на объект, чтобы не пришлось ездить за ними много раз. Это позволит минимизировать транспортные расходы.
Как показывает практика, основу расходов составляют материалы — порядка 65-70%. Второй по объему статьей затрат является стоимость работ. «Если в начале 2000-х годов оплата труда рабочих составляла примерно 20% от общей сметы, то уже сегодня стоимость квалифицированных работ — это примерно 30% от цены ремонта 1 квадратного метра жилья», — отмечает Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры».
Если же говорить о стоимости обустройства жилья в абсолютном выражении, то, по оценкам специалистов, средняя цена «косметического» ремонта составляет сегодня около 3,5-4 тыс. руб. в пересчете на один квадратный метр площади, а капитального — порядка 10-12 тыс. руб. Это ориентировочные цифры. Помимо всего прочего, размер сметы зависит от возраста и типа здания. Так, в новом монолитном доме придется возводить межкомнатные перегородки, после чего делать стяжку в каждом помещении. Поэтому ремонт в этом случае будет стоить дороже и обойдется примерно в 20 тыс. руб. за м2. А вот панельные новостройки обычно сдаются «под чистовую отделку». Это значит, что без предварительной подготовки здесь можно проводить ремонт, близкий к «косметическому», при минимальных затратах – порядка 7-8 тыс. руб. за м2.
Иногда поступают следующим образом: самые простые работы выполняют самостоятельно, а сложные операции, требующие высокой квалификации, поручают специалистам. Для каких-то работ (малярно-штукатурные и пр.) можно привлечь частных мастеров, а вот электрику и сантехнику лучше доверить мастерам с лицензией. «И с компанией, и с частниками нужно заключить договор, прописать в нем все этапы работы, сроки их выполнения и штрафные санкции в случае нарушения обязательств», - напоминает советник президента финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов. «И обязательно требуйте с бригадира все товарные чеки на произведенные траты, а также расписки на все средства, которые вы выдаете прорабу. Оплачивать работу ремонтников лучше всего поэтапно», - советует Елена Алферова.
Ремонт квартиры или дома вполне можно осуществить, уложившись в определенную сумму и сроки, рассчитанные заранее. Обуздать кажущийся бесконтрольным процесс поможет предварительное планирование, систематический подход и тщательная подготовка необходимой документации, в первую очередь — составление подробной сметы. Если все хорошо продумать, то «стихийное бедствие» превратится в процесс, наблюдение за которым способно доставить настоящее удовольствие его организаторам.
Однако устоявшееся мнение о том, что ремонт подобен стихийному бедствию, опустошающему кошелек, ошибочно по своей сути. Как и в любом другом деле, определяющее значение здесь имеют рациональный подход и разумная экономия. Тщательно продуманный и хорошо спланированный ремонт позволяет не только избежать финансовых проблем, но и окупить понесенные затраты. А началом отсчета при таком подходе становится грамотно составленная смета.
Смета на страже семейного бюджета
Чтобы правильно составить смету, нужно хорошо представлять себе весь объем работ, их специфику и необходимые для их выполнения материалы — не только перечень, но и количество. А значит, суметь правильно оценить состояние квартиры или дома и понять, что сделать действительно необходимо, а без чего можно обойтись, какие материалы использовать. Чтобы все просчитать, нужен немалый опыт в организации и проведении строительных и отделочных работ. Поэтому расчет должны производить выполняющие ремонт специалисты: компания-подрядчик или прораб.Здесь есть два ключевых момента. Во-первых, смета должна быть исчерпывающей, а итоговая цифра – учитывать все расходы, исключая вероятность внеплановых трат. Специалисты обязаны уложиться в ту сумму, которую они зафиксировали, идет ли речь о комплексе работ или об их отдельном участке. Во-вторых, смета должна отражать реальную потребность в материалах и фактическую стоимость работ. «Сметы строителями, как правило, завышаются, - говорит Александр Суворов, директор компании «Стройнадзор». – К примеру, на ремонте простой двухкомнатной квартиры легко можно «накрутить» как минимум 30%».
Вариантов искусственного увеличения расходной части существует масса. Можно указать стоимость строительных материалов выше средней рыночной цены, вписать работы, которые на самом деле выполнены не будут, завысить расход цемента, крепежных элементов и т.д. Какую-то часть затратных статей можно проверить самостоятельно, например, изучив прейскуранты нескольких магазинов и строительных фирм. Однако далеко не всегда обычный человек, не обладающий специальными знаниями и опытом, способен обнаружить все «подводные камни».
В этом случае помощь может оказать знакомый строитель, а если такого нет, то следует обратиться в организацию, занимающуюся проверкой смет. В настоящее время множество компаний предлагают частным лицам аудит всей ремонтной документации. Оказывают подобные услуги и строительные фирмы, имеющие в своем штате сметчиков. В московской строительной компании «Свой дом» отмечают, что, как правило, после тщательного анализа представленной сметной документации итоговая стоимость работ снижается минимум на 10%. Расценки на составление и проверку смет могут быть разными: все зависит от объема работ. Некоторые фирмы берут процент от итоговой суммы (от 0,2% до 0,5%), другие – построчно (приблизительно 250 руб. за одну ценообразующую строку).
При проведении капитального ремонта, наряду с проверкой сметы, рекомендуется организовать и технический надзор. В этом случае привлеченные заказчиком специалисты с определенной периодичностью будут выезжать на объект, проверяя ход работ и их результат. «Работы не будут сданы, если их не примет технадзор, – говорит инженер компании «Стройнадзор» Олег Артемьев. – Нельзя, например, закрыть электропроводку, пока не пройдут испытания». В случае обнаружения дефектов подрядная организация обязана за свой счет устранить все недостатки. «Все претензии обоснованы нормативной базой, — отмечает специалист. — И спорить с прописными истинами никто не станет — это себе во вред».
Даже если заказчик не планирует привлекать специализированную организацию для проверок, началу ремонта должен предшествовать этап составления необходимой технической документации: сметы, эскизов, рабочих чертежей и схем разводки коммуникаций. Подготовительный этап обязательно окупит себя, так как предотвратит целый ряд незапланированных расходов.
Детали и нюансы
Только распланировав все на бумаге, можно приступать к работам. Львиная доля затрат по смете связана с приобретением строительных материалов. Здесь необходимо сразу оговориться: экономить можно, но далеко не на всем.Особенно это относится к материалам, от которых напрямую зависит безопасность проживания в квартире или повреждение которых может привести к значительному ущербу. «Электропроводка и розетки, трубы и сантехника — это как раз те составляющие, экономить на которых нельзя ни в коем случае», - считает архитектор Петр Власенко. «К тому же, исправлять впоследствии неполадки в инженерных коммуникациях очень дорого», - добавляет прораб Владимир Маслов.
Приобретая электрооборудование, следует отдавать предпочтение продукции известных производителей: Legrand, ABB, Gusi Electric и др. Стоимость проведения качественных электромонтажных работ, включая стоимость материалов, прокладку проводов, установку автоматов, розеток и монтаж сопутствующего оборудования, в настоящее время составляет от 500 рублей в пересчете на квадратный метр площади.
Установка ванны и унитаза обойдется в 3-5 тысяч рублей за каждый «предмет», раковины – примерно в тысячу рублей, прокладка водопроводных труб – от двухсот до тысячи рублей за метр, в зависимости от материала трубы, установка водосчетчика стоит примерно 3 тысячи рублей. Кроме того, обычно требуются работы по монтажу вентилей, «гребенок», водяных фильтров, полотенцесушителя и т.д. В общей сложности придется потратить 15-30 тысяч рублей.
Рассчитывая бюджет ремонта, всегда стоит учитывать, что при оформлении договора с одним подрядчиком на выполнение комплекса работ клиент имеет право на получение скидки.
Просчитать затраты на сами материалы весьма непросто: можно приобрести простой унитаз за 3 тысячи рублей или настоящий «трон» в десять раз дороже. Велик и разброс в стоимости ванн (от 5 до 50 тысяч рублей, не считая гидромассажных «агрегатов»), умывальников и т.д. А вот при покупке труб, вентилей, фитингов, редукторов и прочего коммуникационного оборудования лучше не «мелочиться» и приобрести качественные приборы: Bugatti, Sena, Hydrosta, Pex и пр.
Отдельная статья расходов — отопление. Оно делается надолго, поэтому имеет смысл выбрать секционные биметаллические радиаторы. Их стоимость составляет в среднем 500 рублей за секцию, батареи для стандартной городской квартиры обойдутся примерно в 10-20 тысяч рублей. Работа по их монтажу будет стоить около 3-х тысяч рублей за «точку». Для обеспечения возможности поддержания в квартире постоянной температуры воздуха следует позаботиться об установке автоматических радиаторных терморегуляторов.
По мнению прораба Владимира Маслова, ни в коем случае нельзя экономить на основных черновых работах: возведении надежных межкомнатных перегородок, выравнивании и подготовке основания для пола и некоторых других. «Если сейчас денег не достаточно, можно купить обои подешевле, поставить дверь попроще, положить не тиковый, а дубовый паркет. А вот на хорошее основание под все виды облицовки потратиться нужно. Тогда в следующий раз, собравшись заменить паркет на более дорогой или переклеить обои, можно будет с уверенностью сказать: пол и стены уже готовы к отделке», - говорит специалист.
Современные отделочные материалы позволяют получить хороший результат, избежав значительных расходов. Например, ламинат или линолеум с рисунком «под дерево» легко заменят паркет. Для сравнения: цена ламината в среднем от 300 до 1500 рублей за кв. м., паркета — от 1,5 до 15 тысяч.
Также нужно знать о некоторых профессиональных хитростях, способных сберечь деньги. Например, если вы изначально запланировали оклейку комнаты фактурными обоями, то можно отказаться от выравнивания стен. Такая отделка создает визуальный эффект, позволяющий скрыть недостатки поверхностей.
Наконец, и в самих материалах могут быть заложены резервы для экономии: более длительный срок службы по сравнению с аналогами, простота применения, низкий уровень расхода и иные параметры. Например, штукатурки «Wallplast» имеют очень хорошую адгезию («сцепляемость» со стеной), поэтому до и после их применения не нужно грунтовать поверхность.
Изначально достаточно дорогие натяжные потолки (около 800-1000 руб. за кв.м.) служат долго и не требуют ухода. Это же относится и к пластиковым окнам. «Использование материалов с большим сроком службы при ремонте можно рассматривать как долговременное вложение денег: со временем эти затраты полностью окупаются, а сам «продукт» не доставляет своем хозяину хлопот при эксплуатации», - говорит Лев Минуллин, руководитель отдела продвижения Группы компаний ПРОПЛЕКС, крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям. Например, по результатам испытаний в сертификационном органе Госстандарта России профиль PROPLEX получил показатель долговечности, равный 60 годам эксплуатации.
Поэтому при приобретении строительных материалов всегда следует обращать внимание на их характеристики. Ведь вполне может получиться так, что использование изначально более дешевого материала впоследствии приведет к дополнительным расходам.
Рациональный подход нужен и в организационных вопросах. «Материалы для ремонта желательно приобретать в одном магазине: во-первых, в этом случае наверняка удастся получить скидку, во-вторых, так можно сэкономить на доставке, - напоминает Елена Алферова, частный дизайнер интерьеров. – Следует предварительно изучить специальные предложения строймаркетов – различные бонусы и акции тоже могут сократить смету». Нужно тщательно продумать очередность доставки материалов на объект, чтобы не пришлось ездить за ними много раз. Это позволит минимизировать транспортные расходы.
Строительная арифметика
Итак, из чего же складывается смета? Ее основные разделы — стоимость работ и ведомость расхода материалов. Причем первая часть должна быть разделена не по видам выполняемых работ, а по объектам ремонта. Получится примерно так: перегородки, полы, потолки, стены, проемы, окна, двери, электрика, сантехника, балкон, разные работы (уборка, вынос мусора, демонтаж) и т.д. Такой подход позволит проанализировать весь процесс поэтапно. Вторая часть состоит из перечней материалов для предварительных и финишных работ. То есть отдельно считаются строительные смеси, трубы, провода, монтажные элементы и пр., отдельно — окна и двери, краска, обои, паркет, розетки, светильники, раковины и т.д.Как показывает практика, основу расходов составляют материалы — порядка 65-70%. Второй по объему статьей затрат является стоимость работ. «Если в начале 2000-х годов оплата труда рабочих составляла примерно 20% от общей сметы, то уже сегодня стоимость квалифицированных работ — это примерно 30% от цены ремонта 1 квадратного метра жилья», — отмечает Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры».
Если же говорить о стоимости обустройства жилья в абсолютном выражении, то, по оценкам специалистов, средняя цена «косметического» ремонта составляет сегодня около 3,5-4 тыс. руб. в пересчете на один квадратный метр площади, а капитального — порядка 10-12 тыс. руб. Это ориентировочные цифры. Помимо всего прочего, размер сметы зависит от возраста и типа здания. Так, в новом монолитном доме придется возводить межкомнатные перегородки, после чего делать стяжку в каждом помещении. Поэтому ремонт в этом случае будет стоить дороже и обойдется примерно в 20 тыс. руб. за м2. А вот панельные новостройки обычно сдаются «под чистовую отделку». Это значит, что без предварительной подготовки здесь можно проводить ремонт, близкий к «косметическому», при минимальных затратах – порядка 7-8 тыс. руб. за м2.
Иногда поступают следующим образом: самые простые работы выполняют самостоятельно, а сложные операции, требующие высокой квалификации, поручают специалистам. Для каких-то работ (малярно-штукатурные и пр.) можно привлечь частных мастеров, а вот электрику и сантехнику лучше доверить мастерам с лицензией. «И с компанией, и с частниками нужно заключить договор, прописать в нем все этапы работы, сроки их выполнения и штрафные санкции в случае нарушения обязательств», - напоминает советник президента финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов. «И обязательно требуйте с бригадира все товарные чеки на произведенные траты, а также расписки на все средства, которые вы выдаете прорабу. Оплачивать работу ремонтников лучше всего поэтапно», - советует Елена Алферова.
Ремонт квартиры или дома вполне можно осуществить, уложившись в определенную сумму и сроки, рассчитанные заранее. Обуздать кажущийся бесконтрольным процесс поможет предварительное планирование, систематический подход и тщательная подготовка необходимой документации, в первую очередь — составление подробной сметы. Если все хорошо продумать, то «стихийное бедствие» превратится в процесс, наблюдение за которым способно доставить настоящее удовольствие его организаторам.
Пресс-служба Группы компаний ПРОПЛЕКС
Комментариев нет:
Отправить комментарий